Правила общения с пожилым человеком
Правильно выстроить общение с пожилым человеком удается не всегда. Мешать этому могут проблемы с взаимопониманием, возрастные изменения личности или здоровья. Между тем, для пожилых людей общение особенно важно: оно помогает им чувствовать себя значимыми, защищает от одиночества. Врачи центра "Панацея" рассказывают о том, как сохранить контакт с пожилым человеком, как помочь ему полноценно общаться.
Начать с азов
Причина проблем в общении может быть простой: связанной с изменениями здоровья и восприятия. С возрастом у человека снижается слух, ему трудно воспринимать быструю речь, у него могут возникать проблемы с концентрацией или пониманием. Первое, что нужно сделать — убедиться, что вас слышат и понимают:
- следите, чтобы собеседник был вовлечен в разговор, реагировал на ваши реплики, отвечал на них;
- контролируйте темп речи: она не должна быть слишком быстрой. Важно, чтобы собеседник успевал понять, осмыслить то, о чем ему говорят;
- не используйте слишком сложных слов, оборотов, сленговые, непонятные выражения;
- старайтесь строить рассказ последовательно, достаточно понятно, так, чтобы пожилой человек мог легко уследить за вашей речью.
Если проблемы с пониманием связаны со снижением слуха, нужно обратиться к отоларингологу. Если пожилой человек быстро теряет способность к коммуникации (не хочет поддерживать разговор, не может уследить за беседой или быстро подобрать нужные слова), нужно проконсультироваться с геронтологом.
Не только слова
Пожилые люди чутко реагируют на невербальные сигналы. Поза, интонация, жесты — важная часть общения для них. Важно понимать, что восприятие с возрастом меняется, и подстраиваться под это.
Интонация. Лучше, если она будет спокойной и доброжелательной, но речь при этом должна быть достаточно выразительной. Нужно избегать восклицаний, слишком эмоциональных реплик. Не стоит повышать голос. Если человек плохо слышит, подойдите ближе, говорите четко и разборчиво.
Жесты. Прикосновения, жестикуляция много значат для пожилых людей. Касания руки, объятия, поглаживания показывают теплое, дружелюбное отношение, помогают поддерживать доверительный тон, выражать хорошее расположение. При этом некоторые пожилые люди не любят прикосновений. В этом случае лучше держать комфортную для собеседника дистанцию.
Поза. При разговоре она должна быть расслабленной, открытой: руки и ноги не должны быть скрещены или напряжены. Во время беседы не нужно «нависать» над пожилым человеком или подходить к нему слишком близко.
Правильный диалог
Его нужно выстраивать так, чтобы пожилому человеку было комфортно поддерживать беседу:
- задавая вопрос, дождитесь ответа. Это может занять время, но не нужно торопить собеседника, пытаться отвечать за него или подсказывать ему — это только собьет его с мысли;
- отвечайте на вопросы ясно, по существу, так, чтобы ответ был понятным: не нужно переходить на другие темы, касаться отвлеченных событий или неважных подробностей;
- если пожилой человек несколько раз переспрашивает одно и то же, каждый раз нужно подробно ему отвечать. Он делает это потому, что не помнит, что уже задавал этот вопрос. Важно не раздражаться и не упрекать его;
- если нужно о чем-то попросить пожилого человека, дать ему какие-то инструкции, важно говорить об этом просто, понятно и последовательно;
- в разговоре нежелательно затрагивать темы, которые могут стать причиной расстройства, спора, волнений.
Мы перезвоним в течение 30 секунд
Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия
Без споров и конфликтов
Избегать их можно несколькими способами. Самый простой — игнорировать критические замечания, чтобы не дать втянуть себя в конфликт. Этот способ работает не всегда: пожилой человек может только разгорячиться или еще больше обидеться, увидев, что на его слова не реагируют. Если это происходит часто, на агрессию можно реагировать шуткой или согласием. Важно понимать, что в диалоге необходимо не отстоять свою правоту, а удержаться от выяснения отношений. Еще один прием — смена темы. Можно попрактиковаться в этом в спокойной обстановке, поучиться управлять беседой с пожилым родственником. Во время спора этот навык поможет быстро погасить конфликт.
Учиться отдавать
В общении с пожилым человеком важно уметь давать правильные эмоции, нужную информацию или впечатления. Нужно учиться выстраивать коммуникацию, управлять ею. Часто это связно со сменой ролей в семье: дети становятся главными, а от родителей зависит все меньше. В этой ситуации задача детей — позаботиться о пожилых родителях и о том, чтобы им было комфортно:
- не пытайтесь менять собеседника, переубеждать его в чем-то, на чем-то настаивать. Все это — источник споров, недовольства, отчуждения. Пожилой человек не изменится, и в общении нужно принимать его таким, какой он есть;
- говорите о хорошем. С возрастом источников информации становится меньше, а окружающий мир начинает пугать. Хорошие новости помогут сохранять уверенность и позитивный настрой. Частые жалобы или рассказы о плохих событиях — источник не только тревоги или волнений, но и чувства бессилия, ведь пожилой человек обычно уже ничем не может помочь;
- будьте внимательны: не только к тому, что волнует пожилого человека, что происходит с ним, но и к тому, как он воспринимает мир, как меняется его образ жизни и самочувствие. Такое участие станет основой для доверительного, открытого общения, поможет избежать обид или конфликтов.
То, как пожилой человек общается — один из важных показателей его самочувствия, эмоционального и психического состояния. Важно контролировать общение, уделять ему достаточно внимания. Так, если родственнику становится сложно поддерживать беседу, он старается разговаривать меньше, уходит от диалога, это может быть признаком проблем с когнитивными функциями, с памятью. Если настроение резко меняется, в общении появляется агрессия, обидчивость, подозрительность, это может указывать как на плохое самочувствие, так и на психологические проблемы. При появлении любых трудностей в общении с пожилым человеком желательно проконсультироваться с его лечащим врачом, психотерапевтом или гериатром.
Опытные врачи. Лечение в стационаре или на дому. Круглосуточный выезд по Москве и области. Профессионально, анонимно, безопасно.
- Уход за пожилыми с психическими расстройствами
- Помощь психиатра на дому
- Виды реабилитации пожилых людей и инвалидов
- Преимущества нашего стационара
- Как выбрать хороший дом престарелых
- Уход за пожилыми людьми: в стационаре или на дому
- Проблемы ухода за пожилыми людьми
- С кем оставить человека с деменцией, если нужно уехать?
- Помощь геронтолога в уходе за пожилым человеком
- Нарушения сна у пожилых людей
- Особенности ухода за лежачим больным
- Особенности ухода за пожилыми людьми с расстройствами психики
- Гигиена в пожилом возрасте
- Установление опеки над пациентом с деменцией
- Правила общения с пожилым человеком
- 10 частых вопросов о домах престарелых: все, что нужно знать
- Уход за пациентом на начальной, средней и тяжелой стадии деменции
- Старческая астения
- Эмоциональное здоровье и выгорание тех, кто ухаживает за больным с деменцией